"Ад – это другие": 110 лет назад родился Жан-Поль Сартр

Экзистенциалистская философия, фрейдизм, а также энвиронментализм, развившийся в последние десятилетия, — подтверждение этого сдвига. Разрушительные силы природы, конечно, действуют по-прежнему, но они отошли в область технических, технологических интересов, организационных усилий, направленных на предвидение возможных ущербов и уменьшение повседневных рисков. Прогнозы погоды, где жизнерадостные дикторы просвещают телезрителей о вероятности бурь, ураганов, наводнений, штормов, циклонов и т. Философия же прочно сместилась в сторону осмысления разрушительного начала, скрытого в человеке. Таким образом, в философии ХХ века разработка понятия страх обращена своим вектором в обратную сторону от макроисторических построений философии истории. Страхи перемещаются вовнутрь микрокосма человеческой личности. Главные страхи вызывают теперь уже не столько ураганы и эпидемии, сколько разрушительное начало, скрытое в самом человеке, в глубинах его личности. Соответственно, более всего разработанной тема страха оказалось в таких психологически-ориентированных философских направлениях, как экзистенциализм и фрейдистский психоанализ.

Ж. П. Сартр: человек как «проект бытия». «Заброшенность», «тревога», «отчаяние»

Что это означает"существование предшествует сущности"? Таков первый принцип экзистенциализма". Поэтому нет этой самой начальной точки выбора проекта.

Жан-Поль Шарль Эма р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; — ) — французский философ, писатель, драматург и эссеист, педагог.

Ухта Федотова Людмила Фёдоровна научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта Французский философ Жан-Поль Сартр является одним из самых ярких представителей атеистического экзистенциализма. В рамках данной работы мы сделаем попытку раскрыть его основные философские воззрения, как представителя данного направления.

Экзистенциализм начал зарождаться в начале 20 века и всего за несколько десятилетий добился широкого признания. Важную роль в экзистенциализме сыграло острейшее чувство одиночества и покинутости, оставленности Богом. Тогда казалось, что смысла ни в чем больше нет, что мир - ловушка и что бы человек ни делал - всё будет ошибкой. Экзистенциализм направляет общество на борьбу личности со всяческими проблемами нашей цивилизации, защищает наш разум от разочарований.

Сторонники экзистенциализма считают главной проблемой — проблема человека, а чтобы человек смог выстоять в этом мире, он должен иметь представление о своём внутренним мире, о своих способностях и возможностях. Все наши действия руководятся бессознательными самополаганиями, и поэтому мы сами творим свою судьбу. Перед экзистенциалистом человек предстаёт в виде переживающего, страдающего и трагического существа, которое обладает свободным выбором и ответственности за свои поступки.

Свобода, смерть, страх, одиночество — главные темы экзистенциализма.

Мы не говорим уже о том, что в литературном отношении Сартр выражается яснее и прозрачнее своего учителя даже в своих чисто философских трудах. Поэтому его учение заслуживает особой трактовки[]. Сартр начинает с положения, уже упомянутого нами: Человек есть совокупность совершенных им актов, за которые он несет полную и абсолютную ответственность. Не столь при этом важно, что человек о себе думает.

Но существует страх другого рода – метафизический, предмет которого не У Сартра экзистенциальный страх (angoisse) истолковывается как страх.

Предпринята попытка рассмотрения идейных принципов мыслителей в их единстве и конфронтации. Представленный материал отражает глубокий анализ, произведенный автором данной статьи. . , . Николай Бердяев и Жан-Поль Сартр — два столь непохожих в своем творчестве философа, стали выразителями одного философского направления — экзистенциализма. Оба философа пережили увлечение марксизмом: Бердяев в юности, а Сартр в зрелом возрасте.

И Бердяев, Сартр почерпнули немало идей у такого направления, как гностицизм этот факт отмечают многие исследователи их творчества, например, П. Если, Бердяева обвиняли в нигилизме, так, например, исследовательница С.

Философские воззрения Жана-Поля Сартра

Таким образом это будет возвращение к автору, но без претензии на истину, если под истиной понимать исключительно сартровское понимание проблематики. Истинный сартризм невозможен хотя бы уже по той причине, что Сартр умер, и никто из нас не является Сартром. Перед нами стоит задача восстановления относительно текста общего направления мысли Сартра. Что касается автора этого текста, то для него сартровкая мысль уже является включенной в метод, поэтому все изложенное далее — это та часть метода автора, которая в наибольшей степени опирается на философско-социальную мысль Сартра и ее интерпретацию.

Для того, чтобы правильно интерпретировать некоторые моменты поздней сартровской теории если угодно — социально-политического этапа его творчества необходимо вернуться к началу, к онтологии .

Сартр подчеркивал, что свобода не является неким свойством природы человека. Свобода является “в точном смысле слова содержанием бытия“.

Список используемой литературы 17 1. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую воину, обманчивую стабилизацию 20 х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализм, действительно отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности.

Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.

СТРАХ это:

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С.

Статья"Сартр и марксизм" в журнале"Философия и общество" №2/ Диалектика наводила такой страх, что сам Гегель нам не был известен.

Толковый словарь живого великорусского языка В. Энциклопедический словарь медицинских терминов: Сартра метафизический, экзистенциальный С. Возникновение страха характерно для ситуаций появления нового. Можно отметить, что угроза практически всегда заданна внешне. Таким образом, это прямым образом ориентирующее понятие. Страх есть способ фиксации состояний1.

Экзистенциализм о страхе

Жан-Поль Сартр французский писатель и философ, центральной проблемой творчества которого было отношение сущности и существования. Сартр проявлял интерес к марксистскому учению. Но, придерживаясь левых политических взглядов, писатель не соглашался со многими позициями марксизма, в частности, с марксисткой диалектикой природы.

Сартр не занимался абстрактным анализом свободы. Он свободу рассматривал в . Тревога – это не страх и не волнение. Это истина, которую несет.

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти.

Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь. Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами. Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя.

Экзистенция конечна, то есть она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть.

Экзистенциализм Жан-Поля Сартра - реферат

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С.

from Жан-Поль Сартр:"Когда Бог молчит, уста можно вложить все что “В общем-то ясно: я почувствовал страх или что-то в этом роде.

Мы не говорим уже о том, что в литературном отношении Сартр выражается яснее и прозрачнее своего учителя даже в своих чисто философских трудах. Поэтому его учение заслуживает особой трактовки []. Сартр начинает с положения, уже упомянутого нами: Человек есть совокупность совершенных им актов, за которые он несет полную и абсолютную ответственность.

Не столь при этом важно, что человек о себе думает. Это звучит почти в духе бихевиоризма.

УЧЕНИЕ САРТРА

Почему так происходит, почему мы боимся свободы? Становясь индивидуальностью, мы оказываемся в одиночестве и встречаемся один на один с миром во всех его опасных и подавляющих проявлениях". Одним из проявлений мира, является необходимость самостоятельного выбора и решения.

«Тошнота» (фр. La Nausee, первое название «Меланхолия») — роман французского философа, писателя и эссеиста Жан-Поля Сартра, судьба, хаос и абсурд человеческой жизни, чувства страха, отчаяния, безысходности.

Философ, общественный деятель, писатель, драматург, эссеист, педагог — все это Сартр. Это был человек твердых жизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность. Он не обнаруживал большого интереса к классическим философам. Наиболее близкий к собственному восприятию ответ Сартр нашел у Гуссерля. Таким образом, Гуссерль значительно повлиял на него, помог выработать ему точку зрения о том, что эго есть своего рода квазиобъект сознания и что поэтому существует вне сознания.

Углубившись в труды Зигмунда Фрейда о бессознательном, Сартр не принимал его положения, поскольку, по собственному признанию, не верил в бессознательное. Действительно, чем я отличаюсь от марксиста, что определяет мое превосходство над марксистами, так это постановка вопроса о классах, социального вопроса, и я делаю это исходя из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам Сартр считал, что имеет превосходство над марксистами в постановке вопроса о классах и социального вопроса: Таким образом, на Сартра повлиял ряд философов и их учений, однако во всех вопросах он вырабатывал собственную точку зрения.

Сартр, Хайдеггер и психотерапия

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г.

Ж.-П. Сартр различает два вида страха: экзистенциальный страх и страх перед самим собой. Второй можно перебороть, принимая и осмысливая.

Истоками этой философии служат размышления Гуссерля и Кьеркегора которые , в частности, повлияли на становление мировоззрения Сартра. Это философское направление отрицает рационалистскую классическую философию в связи с тем, что она разделяет реальность на объективное и субъективное. С точки зрения рационалистов, подлинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта.

Это единство воплощено в экзистенции — некой иррациональной реальности. Можно привести целый ряд философов- экзистенциалистов века. Но не все они понимали экзистенциализм одинаково, их трактовка данного направления зависит от личных, в особенности, религиозных взглядов. Так среди них выделяют два крыла: Камю пытался выработать пограничную точку зрения.

Thievery Corporation: Free